ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ |
||||||||
Вы наш
Дизайн: А.Панферов, 2006-2010. |
|
|||||||
Роль предметной наглядности05.02.2019Изменяется в старших классах и роль предметной наглядности. Не составляя целостной картины исторического прошлого, эти вещественные памятники, археологические находки, следы прошлого могут служить лишь материалом для воссоздания такой картины. Этот синтез достигается нередко в результате длительного и кропотливого научного исследования. В условиях школьного преподавания, которое не занимается научными исследованиями, а лишь доводит результаты этих исследований до учащихся в доступной для них форме, воссоздание цельной картины прошлого на основании его вещественных следов достигается силой живого слова учителя при участии синтезирующего воображения самих учащихся. Лоскутья полуистлевшей ткани, источенные ржавчиной мечи и кольчуги, пробитые шлемы — из этих фрагментов должен быть создан образ воина XII в. в полном вооружении. Способность к такой синтезирующей работе мышления и воображения у старшего школьника развита значительно сильнее, чем у учащихся V—VII классов. Поэтому предметная наглядность в виде разрозненных, фрагментарных материальных элементов доступнее его восприятию и представляет значительно большую познавательную ценность, чем для младшего школьника. Он сумеет извлечь из этого материала немало сведений и впечатлений. Старшего школьника особенно привлекает в этих памятниках их подлинность. Ваш ребенок только пойдет в первый класс? Подготовка к школе в образовательном центре Лучик поможет ему адаптироваться и быстрее включиться в образовательный процесс. Если ученик V класса при посещении музея охотнее всего остановится возле макета или модели — словом возле целостной реконструкции прошлого, оставив без внимания подлинные, но плохо сохранившиеся объекты («Черепки какие-то!»), то старшему школьнику куда больше импонирует ржавая кольчуга, но зато подлинная, IX в., найденная при каких-то обстоятельствах («Обязательно записать в блокнот!»). Созерцая подлинные памятники прошлого, старший школьник способен почувствовать колорит эпохи, пережить своеобразное ощущение «седой старины», глубже оценить красоту памятников древнего искусства. Его исторические интересы значительно серьезнее и шире, чем интересы подростка. Его интересуют не только памятники военного прошлого или необычайные сокровища, вроде гробницы Тутанхамона; он полон интереса к быту и нравам людей прежних времен, к памятникам, дающим представление о хозяйственной жизни и общественных отношениях, к реликвиям, повествующим о судьбах замечательных людей, к памятникам искусства, науки и техники. В силу всех этих особенностей умственного и нравственного развития старшего школьника значительно возрастает роль предметной наглядности в преподавании истории в старших классах.
|
||||||||
| ||||||||